Амаркантак

На самой высшей точке догималайских хребтов центральной Индии, Виндхья и Мекал, находится древнее поселение Амаркантак(1100м), место рождения пожалуй самой святой реки Индии после Ганги – Нармады. Вода из группы заболоченных ключей и родников в лесах и на лугах Амаракантака, соединяясь вместе, образует течение этой великой и протяженной реки. Один из таких ключей находится как раз в центре Амаркантака, заключенный в белоснежный Нармада Кунд, отстроенный махараджей провинции Рева в XIX веке. Позднее, махарани Ахилия из Махешвара (известная своей деятельностью по восстановлению традиционных индуистских святынь) построила вокруг кунда несколько храмов и святилищ, образующих в итоге современный вариант территории храмового комплекса, посвященного Нармаде.

Богатейшая мифологическая традиция Индии характеризует Амаркантак, как место пребывания Шивы и сонма других божественных существ и мудрецов с разных планов бытия. Риши Маркандея, Вашишта, Бхригу и другие рассказывают в Пуранах о важности паломничества в Амаркантак, уничтожающего все грехи омовением в прохладных водах Нармады. Кроме того, местная эпическая традиция возводит холм Амаракантак в один ряд со священным Кайлашем, описывая девственную природу хребтов Виндхья как вторую вечную обитель Боленатха Шивы. Современная палеология приводит очевидные доказательства, что когда – то в палеозойскую эру, до слияния Индии с Евразией, холм Амаркут, (как называл Амаркантак великий Калидаса) достигал высоты несколько тысяч метров, а на его вершине покоилась обильная снежная шапка. Существует огромное количество разнообразных мифов, рассказывающих о причинах и процессе возникновения Нармады в древние эпохи. Одна из самых популярных историй гласит, что когда – то в древности Шива Махадэв спрятался на вершине горы Мекал от своих слуг приведений и ганов, для того чтобы провести глубочайшую медитацию и предаться тапасу. Со временем  часть энергии (шакти) отделилась от Шивы и образовала белый поток, стекающий с горы. Эта энергия приняла форму прекрасной девы, Нармады, облаченной в одежды отшельника – садху. Дэви Нармада стала на одну ногу и сложила руки на груди, тем самым почтив Шиву. Продолжительный тапас Нармады тронул Шиву, и он предложил деве исполнить любое ее желание. Глубочайшая любовь Нармады ко всем живым существам побудила ее сказать Шиве следующее: любой, кто примет омовение в моих водах, должен будет очиститься от всех грехов. Кроме того, любой, кто мельком увидит мои воды или коснется их, получит освобождение. Шива исполнил желание Нармады – индуистская традиция последних веков прямо указывает на величайшее благо,  дарованное всем тем, кто когда – либо соприкасался со священной рекой. Другие мифологические источники связывают гору Мекал и Амаркантак с историей о Пандавах – во время своего отшельничества пятеро братьев побывали здесь, проведя время в поклонении Шиве. Считается, что в Трета Югу холмы Виндхья входили в состав царства Айодхья. Сами индусы приводят огромное количество доводов в пользу благородства и божественного происхождения реки. Вот некоторые из них:

- ни для одной реки не было посвящено ни одной Пураны, кроме Нармады Пураны;

- дерево, попадающее в реку, через века превращается в камень;

- течение Нармады быстрее течения любой реки в мире;

- если взять Линга – шилу (священный камень из реки, по форме напоминающий лингам) из Нармады и принести домой, то поливая его каждый день водой (абхишека) можно увеличить этот камень в размерах;

- камни из Нармады установлены в большинстве храмов Индии в качестве лингама;

- Нармада никогда не выходит из берегов  даже в сезон дождей;

- еженедельное омовение лечит проказу;

- Нармада единственная священная река в мире, вокруг которой совершают парикраму.

Немного южнее Нармада Кунда и группы основных храмов находятся древние храмовые сооружения, построенные из красного песчаника в эпоху правления махараджи Калчури Карны (1042 – 1072). По своей структуре – это типичные североиндийские храмы в стиле Нагара. Каран мандир, Махиндранатх мандир, Паталешвар Махадэв и Кешав Нараян мандир – прекрасно сохранившиеся образцы сакральной архитектуры севера Индии. Современная традиция связывает постройку этих сооружений с посещением Амаркантака великим реформатором индуизма Шри Шанкарачарьей.

Помимо большого количества интересных древностей, в Амаркантаке существует множество современных индуистских храмов и ашрамов, а также огромного размера джайнский храм, посвященный Тиртханкару Адинатху. Современный нео – индуистский Шри Янтра мандир, со святилищем в виде трехмерной Шри Янтры находится примерно в 1,5 километрах от главного святилища Нармады. Главные ворота и общее оформление зданий мандира выполнено в южном стиле – огромные статуи божеств и нагов украшают их.

Большинство паломников совершают парикраму всего Амаркантака, с заходом во все важные святилища. Маршрут начинается от Нармада Кунда и занимаем примерно 3-4 часа. Не все места поклонение находятся рядом с асфальтовой дорогой, проходящей по девственным лесам горы Мекал – урезанный вариант парикрамы, без захода в отдаленные святилища Сиддхи Винаяк и др., занимает не более 2х часов. По пути встречаются многочисленные заросшие родники, леса, наполненные чудным ароматом, и точки обзора окрестностей. Карту и подробное описание всех интересных мест Амаркантака можно купить в одном из ашрамов города или у торговцев рядом с главным храмом. Регион этот по праву можно считать самым экологически чистым во всей центрально части северной Индии – огромное количество разных видов деревьев и цветов растут в этих лесах. Местные жители собирают здесь огромное количество целебных трав и кореньев, помогающих при различных недугах. Животный мир хребтов Виндхья и Мекал также многообразен: помимо птиц, парнокопытных и грызунов – иногда здесь могут встречаться тигры и другие редкие в остальных частях страны животные. Благодаря новой асфальтовой дороге, все интересные природные и священные места можно посетить на автомобиле или авторикше. Туры с осмотром основных достопримечательностей и водопадов стоят примерно от 400 рупий за авторикшу.

Как добраться и проживание:

Амаркантак находится в некотором отдалении от основных туристических троп центральной и северной Индии. Тем не менее, добраться до него не сложно: в 42 км от города существует ж/д станция Pendra road, откуда можно уехать, например, в Варанаси (12 часов), Аллахабад (10 часов) или на юг, например, в Пури (20 часов). Многие поезда дальнего следования, идущие в разных направлениях, останавливаются на этой ж/д станции. Из Pendra road в Амаркантак и обратно регулярно ходят автобусы (1 час езды по горному серпантину).  Аннупур – еще одна промежуточная точка по пути в Амаркантак, находится на той же ж/д ветке что и Pendra road, только примерно в 90 км от Амаркута. С местного бастенда примерно раз в 2 часа отправляются автобусы (время в пути 2.5 часа). Кроме того,  до Амаркантака легко добраться из Биласпура, бывшей столицы штата Чхатисгарх, которая находится в 125 км южнее.

В городе существует всего пара дорогущих гостиниц – одна государственная от MP Tourism, с заоблачными ценами и одна частная рядом с второстепенным басстендом (цены в ней также не гуманные, вне зависимости от сезона). Лучше всего останавливаться в местных ашрамах, разумеется тоже не бесплатно. Например, Мритьюнжая ашрам, предлагает просторные комнаты, с электрическим бойлером для горячей воды (это очень актуально в зимнее время, когда бывают туманы, а температура ночью опускается ниже 5 градусов) от 500 до 1000 рупий.  В двухстах метрах севернее есть еще один популярный ашрам – Кальяни Баба, с примерно аналогичными вариантами размещения. На главной улице есть также несколько самых простых едален (тали от 70 рупий).