Джанакпур

Джанакпур или Джанакпурдхам – индуистский паломнический город в низменностях Тераи на юге Непала, исторический центр древней индоарийской культуры Митхила. Самые ранние сведения о Митхилле встречаются в Шатапатха-брахмане, ведическом тексте, примыкающем к одной из четырех вед, Яджур веде. Согласно эпическим событиям, описываемым в веде не позднее I тысячилетия до н.э., царь Матхава Видеха вместе с одним из сапта риши (семи божественных мудрецов) Гаутамой переправился через реку Кали Гандаки и основал государство со столицей в Митхилле, идентифицируемой историками с современным Джанакпуром. На индоарийском языке майтхили с собственной системой письма (одной из разновидности нагари) до сих пор говорят в этой исторической области на юго-востоке Непала и севере Индии, Бихаре. Правда, в наши дни классическое письмо майтхили было вытесненено общеиндийским девнагари. В более поздней Рамаяне указывается, что столица Видехи (одно из названий региона) Джанакпур получил свое название по имени просвященного царя Джанака, отца Ситы. Во время проведения особой яджны, посвященной плодородию родного края, царь Видехи был должен первым провести пахотные работы. Когда Джанак вспахивал поле, посреди вспаханной им борозды он обнаружил маленькую девочку, Ситу (санскр. Борозда). Удочерив, он воспитал ее как свое родное дитя. Сита дэви — дочь земли, о чем говорят несколько ее имен : Притхви, Бхуми дэви и Дхарани. Джанаки (по имени отца, царя Джанака) почитается как одна из форм Лакшми, супруги Вишну. Когда Сите исполнилось 16 лет, Джанак пообещал выдать ее замуж за любого, кто сможет натянуть тетиву на божественном луке Шивы, артефакте хранившемся во дворце царей Видехи. Во время соревнования, никому из претендентов даже не удалось поднять оружие — только Рама, принц Айодхьи, с легкостью взял его в руки и от прикосновения к тетиве, лук сломался пополам. В местечке Дханушдхам неподалеку от города находится старинный кунд, по преданию выложенный из остатков того самого сломанного лука. С брачным состязанием за руку Джанаки связан еще один интересный эпический нюанс: Парашурама, предыдущий аватар Вишну, решил испытать Раму, попросив того выстрелить из другого небесного орудия — лука Вишну. Направив лук вверх Рамачандра выпустил стрелу из лука в небо — считается что с того момента эта стрела продолжает свой путь через вселенную, обреченная упасть обратно на Землю, и тем самым принести уничтожение планеты в конце времен. Дальнейшая история Рамы и Джанаки, их четырнадцатилетнее изгнание, похищение Ситы десятиголовом ракшасом Раваной, последующая война ракшасов и ванаров и освобождение Ситы Рамой происходит уже за границами Митхиллы. Женская добродетель Ситы, последовавшей за своим мужем в лес, трогательная история их любви в неожиданной разлуке, непоколебимая верность друг другу — самая древняя и сквозь поколения почитаемая индусами история любви, не лишенная разумеется определенного метафизического контекста. Ценность Джанакпура для религиозных хинду заключена в двух важных событиях , имевших место в Дхаме — непосредственно само явление Ситы и ее свадьба с Рамой. Ключевое значение эпоса Рамаяны в жизни любого хинду в дальнейшем и определило статус Джанакпурдхам в качестве крупнейшего паломнического центра на северо – востоке Индостана. Кроме того, одна из 51 шактипитх, энергетических центров богини, находится в Митхилле. Во время известных событий здесь упало левое плечо Шакти. Духовные лидеры двух других дхармических религий, Будда и 24й Тиртханкар Вардамана Махавира, в свое время жили в Джанакпуре.

В 1667 году святой Санньяси Шуркишордас обнаружил золотое изваяния Ситы в поле, где по преданию царь Джанак нашел свою дочь. На этом месте был воздвигнут Джанаки мандир, окончательно перестроенный царицей Бришабхану Кунвари в 1911 году. Внутри основного святилища была установлена статуя Ситы, найденая чудесным образом в реке Сараю, неподалеку от Айодхьи. Архитектура храма Джанаки выполнена в типичном раджпутском стиле, в целом не характерном для Непала, и напоминает сказочный дворец. В одном из залов на территории храма существует интересный музей с образцами местного прикладного изобразительного исскуства — Митхиллы. Неподалеку от храма Джанаки находится другой популярный храм Джанакпурдхам — Рама Сита Бибаха, где божественные возлюбленные поженились. Рам мандир – самый старый мандир, датируется 17 веком. Всего в городе существует около двухсот священных резервуаров; Дхануш Сагар и Ганга Сагар в центре города самые крупные и популярные из них. Дхануш Сагар окружен маленькими храмами со своеобразным внутренним интерьером, красочными скульптурами всевозможных божеств и сценами из разных эпосов.

В дни фестивалей в Джанакпур прибывают десятки тысяч паломников — наиболее широко отмечаются Виваха Панчами (ноябрь – декабрь) — день бракосочетания Рамы и Ситы, а также Рама Навами (март – апрель), или день рождение Рамы. Такие общеиндуисткие праздники, как Холи и Дивали, проводятся с характерным для северной Индии размахом. Близость Индии (граница находится всего в 20 километрах от города) делает Джанакпур в большей степени похожим на типичные индийские паломнические центры, например на Айодхью. Об Индии напоминает буквально все – узкие улочки со вздымающейся на метры вверх пылью, худосочные коровы, терпеливо ковыряющиеся в отбросах, группы паломников из деревень соседнего Бихара, проходящие парикраму, велорикши на своих потертых временем транспортных средствах, бесчисленные лавки с религиозной атрибутикой и многое многое другое непередаваемое и нематериальное, но так знакомое всем путешествующим по Индии….Из Джанакпура в Джаянагар (приграничный индийский городок) проложена одна из веток единственной железной дороги в Непале длиной всего в 32 км.

Расцвет Митхиллы пришелся на III- II век до н.э. в эпоху династии Маурьев, раскинувшейся по всему северу Индостана, и известной своим покровительством дхармическим религиям. С ее закатом слава Видехи стала меркнуть вплоть до XVII века, когда Джанакпур был возражден Шуркишордасом.

Местный художественный промысел — живопись мадхубани, или митхила, зародилась в XIV веке как форма прикладного искусства для украшения жилищ в деревнях северо - восточного Бихара и Тераи, исторической области Видеха. С середины XX века отдельные сельские сообщества женщин в регионе начинают рисовать традиционные сюжеты на бумаге и сувенирах. В паре километрах от Джанакпура, в деревне Кува, как раз находится одно из таких мест – The Janakpur Women’s Development Center, в котором работают местные женщины. В самой деревне живопись до сих пор используется по назначению — в соответствии с определенными канонами стены, потолки и внутренние комнаты жилых домов покрываются узорами, животными или изображениями божеств. Работа в центре позволяет сельским женщинам хотя бы виртуально вырваться из ужасающих реалий быта патриархальной индуистской деревни, где по сути их жизнь ничего не стоит, а также заработать лишние деньги.

Как добраться, где остановиться:

Откровенно говоря, немногие из путешественников посещающих Непал стараются заехать в Джанакпур. Большинство не может и не хочет заглянуть за пыльную и многолюдную завесу средней величины индийского города и обнаружить там пласт уникального наследия одного из самых могущественных государств севера Индостана.

Пограничный переход в сторону Джаянагара актуален только для граждан Непала или Индии. Ближайший пункт, принимающий иностранцев, находится в Какарбхитте (Силигури), штате Западный Бенгал. Примерно в часе езды от Силигури расположен крупный транспортный хаб Джайпалгури, откуда можно уехать в любой конец Индии. Путь до Джанакпура от границы занимает около 6-7 часов на локал басе. По земле из/в Катманду можно добраться двумя способами — локал бас (10 часов) и более удобный deluxe bus (8 часов). Билеты можно приобрести заранее на Station road. В Джанакпуре есть маленький аэропорт, откуда при необходимости можно улететь в Катманду на крохотном самолете (30 минут). Единственное средство перемещения по городу кроме пешеходного — велорикша.

В Джанакпуре есть несколько вполне приемлемых мест для остановки на пару дней, например, Sita Palace Hotel на Station Road с комнатами от 1000 непальских рупий. Hotel Manakamani International и Hotel Welcome находятся неподалеку. Кроме того, в центре города есть несколько откровенно дешевых опций, рассчитанных на паломников из Индии. Перекусить можно в стандартных едальнях для местных или неплохом семейном общепите Rooftop restaurant.