Дварка

Полуостров Саураштра – часть Гуджарата, окруженная Аравийским морем,  считается одной из самых древних заселенных человеком областей в мире. Подробному  описанию Дварки (Дварака, Дваравати, Кушстхали, Сварнапури), столицы государства Ядавов (клана Кришны) посвящена целая 16 глава Махабхараты. Кроме Махабхараты  описания и упоминания о Дварке можно встретить во множестве эпосов, в том числе, Бхагавате и Вишну Пуране. Джарасандха, дядя убитого Кришной Камсы, в отместку нападал на Ядавав, убивая некоторых из них и доставляя многие неприятности Говинде. Кришна принял  решение уйти со всем кланом Ядавов на запад и обосноваться там. Море уступило Кришне 12 йоджан земли, на которых был построен стокилометровый город с защитными сооружениями, множеством ворот, дворцов и садов. Своей красотой город прославился во всех трех мирах. После великой битвы на поле Курукшетра  Кришна прожил в этом месте со своим кланом и 16000 женами 36 лет. Правда, после смерти Кришны (его подстрелил охотник, перепутав с оленем, неподалеку от Веравала), город погрузился обратно в морские пучины, без труда сокрушившие его могущество. Еще раньше Кришны район Дварка считался домом для мудреца и гуру Дроначарьи. В связи с огромным религиозным статусом Дварки в 1981 на острове Бет Дварка начались подводные археологические раскопки, обнаружившие следы высокоразвитой культуры примерно времен Махабхараты. Доктор Рао, проводивший исследования в 30 километрах от берега, в море,  обнаружил сенсационные образцы, прямо указываемые на историческое соответствие мифов с реальностью. Согласно эпосу, здесь в садах затонувшего города проводили свой досуг Кришна и Рукмини. Примерный возраст города, найденного Рао – 12 тыс. лет. На остров Бет Дварка можно сплавать с другими туристами на баркасе из Окхи, города в получасе езды от Дварки. Более поздние раскопки нашли в окрестностях Дварки крупный портовый город харрапской цивилизации,  важный экономический и религиозный центр. Особая конструкция порта и стапелей говорит о высоком уровне кораблестроения, особенности которого позднее приняли на вооружение морские нации Средиземноморья, например, финикийцы. Современная Дварка – это как минимум седьмое или восьмое поселение на месте прежних.

После VIII века благодаря Шри Шанкарачарье  город становится одним из наиболее святых мест в индуизме, построенных по направлениям света – западный Чар Дхам. Кроме этого, Дварка входит в число семи священных городов,  дарующих мокшу – Сапта Пури и 108 вишнуитских святых мест, Дивья Дишам. Главная святыня  – огромный (51 м) уникальный храм Дваркадиш (храм первого правителя Дварки, то есть Кришны), стоящий на 60 колоннах и сочетающий в себе следы архитектурных традиций Паллавов, Гупта и Чалукьев, в разное время правивших Дваркой. Некоторые строения мандира датируются как минимум VI веком нашей эры (Джагат Мандир) – основные же сооружения были построены гораздо позже, в XVI веке. В храм ведут двое врат – одни со стороны центра города (Мокша Двар), другие со стороны гхатов священной реки Гомати (Сварга Двар). Согласно Махабхарате, первый храм был построен божественным архитектором Вишвакармой по указанию внука Кришны, Ваджрнабхи. Идол Шри Дваркадиш представляет собой крупное, высеченное из черного камня изображение Кришны с раковиной, лотосом, сударшана чакрой и булавой. Оригинальное мурти сохранилось с XVI века. Во времена вторжения мусульман идол была закопан, а уничтожен был его двойник. Флаг на шпиле храма меняют 5 раз в день, но изображение на нем всегда идентично – схематический рисунок с солнцем и луной. Выполнением религиозных обрядов для населения в храме занимается многочисленная каста местных браминов. Некоторые паломники жертвуют немного денег – от несколько сотен до пары тысяч рупий, идущие на обеспечения питания браминов.  Взамен, они получают специальную грамоту и почетный желтый шарф, который с гордостью носят во время нахождения в храме.

Кроме основного святилища рядом находится храм Ади Шанкарачарьи (Шрадхапитха) и небольшие мандиры, посвященные Кали, Балараме, Радхе и Рукмини. Вход для иностранцев свободный – в отдельных случаях придется заполнить небольшую бюрократическую форму. Внутри храма на стенах святилищ и колоннах вырезаны детальные изображения божеств и мифических персонажей – но, к сожалению,  фотографировать внутри мандира нельзя. В целом, даже на видавших виды путешественников производят ошеломляющее впечатление  геометрические пропорции комплекса и проработанность каменных сценок и сюжетов. Многие из изображений со временем оказались повреждены, сохранились лишь застывшие бессмысленные силуэты. Самый лучший вид на массивный Шри Дваркадиш открывается с противоположного берега Гомати – зимой глубина реки максимум по колено, поэтому перейти ее несложно. Если пройти вдаль по побережью,  а затем вглубь материка, можно увидеть почти нетронутую природу Гуджарата  с солончаковыми озерами, фламинго и оленями. На городской стороне пляжа побережье укреплено валунами, и построена каменная набережная с лавками и беседками. Рядом со слиянием (сангамом) Гомати и Аравийского моря находится Самудра Нараян, рельефный гуджарасткий храм. Дальше по набережной – храм Кали и смашан (кремационная площадка).

Мира Бай, известная поэтесса сант XVI века, провела последние дни своей жизни в Дварке.  Мира была безумна от любви к Кришне и считала себя перерождением одной из Гопи, Лалиты. Она родилась в Меваре (Раджастан) в знатной семье и была выдана замуж за погибшего позднее в битве раджпута. Тяжелое положение вдовы усугублялось страстной преданностью единственному мужчине – Шри Кришне. Ей пришлось много скитаться, но в итоге посланцы нового раджи Мевара настигли ее в Дваравати и силой принудили покинуть Дварку. Мира попросила провести последнюю ночь в храме Кришны, но на утро охрана нашла лишь одно ее сари, переброшенное через порог святилища Гопалы. Говорят, в ту ночь она слилась со своим любимым Господом на одной из фресок храма. Мандир в котором исчезла Мира Бай, называется Ранчоджи.

В двух километрах от Дваркадиша расположен древний храм Рукмини, божественной супруги Кришны. Согласно Махабхарате, мудрец Дурваса, которого супруги пригласили погостить к себе во дворец, согласился приехать, если только сами Кришна и Рукмини впрягутся в повозку. Те согласились, но по пути Рукмини захотела пить. Кришна остановился и принес ей чистейшей воды из Ганги, что очень не понравилось Дурвасе (которого легко было разозлить).  Рассвирепев, от того что воды из Ганги вначале не предложили ему, мудрец проклял Рукмини находиться всегда на расстоянии от своего возлюбленного – поэтому храм расположен на расстоянии двух километров от Шри Дваркадиша. Паломничество в Дваркадиш считается незаконченным, если после основного даршана не посетить Рукмини Мандир. Во времена одной мусульманской атаки на главный храм, основное мурти было заменено на мурти из храма Рукмини и таким образом уцелело.

Один из 12 Джьйотирлингамов, Шри Нагешвар Махадэв, располагается за городом, в 10 километрах. Это современный храм, построенный на эпическом месте. Рядом с мандиром установлена статуя Шивы высотой в 2 -3 десятка метров. Несколько легенд о появлении лингама в области эпического леса Дарукавана можно найти в Вамана Пуране и Шива Пуране. В частности, в Вамана пуране приводится история Шивы, появившегося в этих краях в воплощении нагого аскета, и своим поведением и обликом нарушавшего о покой жен мудрецов, в итоге последовавших за ним. Риши прокляли аскета потерять свою культовую принадлежность – каменный лингам. Когда тот упал на землю, раздался грохот во всех трех мирах. Дэвы попросили Махеша забрать свой лингам. Смягчившись, Шива выполнил их просьбу, в то же время пообещав своим преданным, что будет находиться в Нагешваре вечно. Немногим позднее, один из великих нагов, Васуки, совершал здесь поклонение Шиве. Другая версия мифа рассказывает о преданном Шивы, мальчике Суприи, которого вместе с другими невинными людьми посадил в темницу  демон Дарука. Когда все заключенные запели священную Панчакшара Мантру, OM NAMAH SHIVAYA, сам Махадэв появился и сокрушил демона, освободив пленников. Как бы то ни было, на исторический статус леса Дарукавана и обители Джьйотирлингама претендуют еще два места : гималайский храм Джагешвар, неподалеку от Алморы (Уттаранчал) и Нагнатх мандир в Махараштре.

В 14 километрах от Дварки  находится кунд Гопи Талав – священное место, из которого добывают Гопи Чандан – мягкую желтую глину, используемую вайшнавами для нанесения характерной тилаки. В соответствии с легендой, переезжая в Дварку, Кришна попрощался с жителями Враджа, где провел свое детство. Гопи не могли поверить, что их любимый Кришна уезжает навсегда. Для того чтобы успокоить их, Кришна пообещал им тайно встретиться в местечке Гопи Талав, для того чтобы танцевать танец Раса. После одной такой ночи, все Гопи выразили желание навсегда остаться в этом месте, чтобы быть всегда рядом с Говиндой. Так они и превратились с тех пор в священную для всех вайшнавов глину.

Посетить все вышеуказанные храмы можно договорившись с авторикшей, 300-500 рупий туда обратно с ожиданием.

Как доехать, проживание:

 Дварка на удивление наиболее спокойный город из всех паломнических центров Чар Дхам. Население совершенно не назойливо, а пандиты не сулят никаких благ за денежные пуджи, а как раз напротив готовы поделиться полезной информацией о древностях города и традициях жителей Дварки. Единственный назойливый элемент – это толпы попрошаек, наряженных в костюмы садху. Но их легко игнорировать. Огромное количество отелей и гестхаусов сосредоточено в непосредственной близости от храма, в оживленном центре. Выбор в основном ограничен дорогими для средней руки индийских паломников  с ненужными телевизорами и грязноватыми и дорогими комнатами. В жилье подешевле недостатка тоже нет – правда местами оно бывает совсем угловатое и загаженное, и часто бывает переполнено. Несколько приемлемых опций можно найти рядом с ж/д станцией, в 2 километрах от храма Дваркадиш, например, Шивам гестхаус. Общепит в Дварке работает по часа – ланч с 11 до 2, а диннер с 18 -30 до 9.

Из Ахмедабада в Дварку отправляются несколько поездов в день – время в пути около 8 часов. На подъезде к святому месту железную дорогу окружают солончаковые болота, заполоненные стаями розовых фламинго. В некоторых местах в степях можно заметить пугливых оленей и крупных пеликанов, ловящих рыбу в немногочисленных водоемах. Другой вариант попадания в древний город Кришны – через паломнический центр Саураштры, Сомнатх. В этом направлении и обратно регулярно ходят поезда и слиппер басы. Время в пути – 8 -10 часов.

Про другие из семи священных городов:

Сапта пури