Джунагадх

На полуострове Саураштра, рядом с потухшим вулканом Гирнар, важным джайнским и индуистским местом паломничества,  находится древнейшее поселение региона с трехтысячелетней историей – город Джунагадх, в котором сохранились уникальные археологические образцы древнеиндийских культур, империй Маурья, Матрака и Гупта. Вообще, даже в древности, Джунагадх  находился под властью различных государств: Калинга, Кшатрапа, скифов, а в Iвеке до н.э.  даже греков. На территории форта Упаркот, изначально построенным царем Чандрагуптой в III веке до н.э.,  находятся древнейшие буддистские пещеры V века до н.э. Вплоть до VI-VII веков форт использовался по назначению, а затем был заброшен примерно на три столетия.  Грандиозные водохранилища, баори,  были построены здесь во времена династии Чалукья в XIXIIвеке. Позднее, форт, как и сам город, перешел под власть мусульман: к середине средних веков был образован Гуджаратский Султанат, сменившийся затем могольским губернаторством. Во времена раздела Индии на мусульманский Пакистан и индуистскую Индию Наваб(правитель) Джунагадха принял непопулярное в среде населения  в большинстве своем исповедовавшем дхармические культы решение о присоединении округа к Пакистану. Индия оккупировала регион,  и немногим позднее Джунагадх вошел в состав страны. Современный Джунагадх – это среднего размера город с населением в 320 тыс  человек. На узких улицах старого города, рядом с фортом Упаркот, смешивается готическая, мусульманская и индуистская архитектуры: ратуши,  арки и многие особняки выполнены в характерном западноевропейском стиле. Мавзолей Макбара, построенный в XIX веке, представляет собой уникальный экземпляр слияния нескольких направлений мусульманской архитектуры. Его закрученные по спирали минареты  не встречаются больше нигде в Индии. Вход во все достопримечательности, кроме буддистских пещер – бесплатный. Вход в пещеры – 100 рупий. Немногим не доезжая до начала тропы на Гирнар, сохранилась каменная плита с одним из эдиктов просвещённого императора Ашоки со знаменитым изречением – AhimsaParamoDharma. За посещение реликвии иностранным туристам придется заплатить 100 рупий.

Главная достопримечательность Джунагадха – потухший вулкан Гирнар, священная гора высотой 1100 метров, находится примерно в 5 километрах от города (Авторикша – 70 -100 рупий). Покрытый зеленью хребет простирается на несколько километров, а по его тропам почти круглый год поднимаются паломники. Гора почитается как живое воплощение Шивы и своими очертаниями напоминает силуэт сидящего Махадэва.  Гирнар одинаково свят и для джайнов и для индуистов – гора считается обителью Даттатреи, тройного воплощения (тримурти) Брахмы, Вишну и Шивы. Датта родился в семье мудреца Атри (одного из семи божественных мудрецов). Даттатрею почитают агхори в качестве главного гуру, утверждая что он был первым из них. Натхи считают,  что Даттатрейя является воплощением Шивы и первым гуру традиции Адинатх Сампрадая, ответвления натховской секты. Вайшнавы же верят,  что Датта  – это прежде всего Аватара Вишну. Впрочем, даже в провишнуитской Датта Пуране (части Атхарва Веды) говорится о единстве, тримурти. Рождение Шивы в семьи Атри и благочестивой Анасуи было заранее предопределено. Датта покинул дом в раннем возрасте и стал вести отшельническую жизнь (авадхута), ходя голым (дигамбара). Его животные – 4 собаки, всегда следовали с ним. Для того,  чтобы слиться с Абсолютом, он совершил двенадцатитысячелетний  тапас на горе Гирнар. Возвышенный опыт гуру Даттатреи  был запечатлен двумя его учениками (Свами и Картика) в письменной форме -  Авадхута Гиты. Текст примерно датируется IX- Xв. Произведение раскрывает суть важнейших принципов  Адвайта Веданты. Позднее, в XIX веке великий реформатор индуизма Свами Вивекананда перевел основные моменты гениального философского трактата и всегда опирался на него в своих размышлениях. Подробно о жизни и странствиях Даттатреи по свету рассказывает Даттатрея Пурана. В классических пуранах встречается описание и имена учеников Датты – самыми известными из них были раджа Махишмати Сахасраджун (который пленил Равану на берегах Нармады), Яду из династии Кришны и сам Парашурама. В наши дни храмы, идолы, пещеры садху и ашрамы находятся как у подножия горы, так и в отдалении от основных паломнических троп.

Для того чтобы совершить полное восхождение на Гирнар, необходимо преодолеть 6830 ступенек (некоторые источники говорят о 10000 ступеней, но эта информация неверна). Лучше всего начинать подъем в 5 -6 утра, позднее жара существенно снизит скорость и выносливость. Весь путь от начала до конечного пункта, святилища Даттатреи,  и обратно вниз занимает примерно от пяти до шести часов. На всей тропе есть множество небольших закусочных и чайных, где можно передохнуть от временами крутого подъема.

Начиная с III века нашей эры Гирнар становится крупным джайнским религиозным центром, местом, где достигается мокша. Примерно в середине пути, в 3 часах трека, на скальном выступе расположена группа джайнских храмов XIXV веков, наиболее священных культовых сооружения для основных джайнских сект. В дни фестивалей толпы джайнов со всей Индии совершают восхождение на Гирнар. Наиболее популярный храм – Неминатх дада (XII век), посвященный четвертому Тиртханкару, прожившему на горе несколько столетий и достигшему мокши. Мандир окружен 218 храмами – обителями всех 24 Тиртханкаров, медитировавших на святой горе многие века.  Мурти Неминатха считается самым старым объектом в своем роде – по некоторым данным ему сейчас почти 85 тыс лет.  Другой важный храм, Паршванатх  (XVвек), еще один потрясающий образец  джайнской архитектурной традиции находится неподалеку.

Примерно в часе пути от Неминатха находится важный храм Дэви, Амбика мандир, один из древнейших храмом во всей Индии. Мурти Дэви представляет собой цельный камень, покрашенный в красный цвет с человеческими чертами лица.

Самое интересное и живописное место во всем Джунагадхе – форт Упаркот, откуда открывается самый прекрасный вид на Гирнар, а также есть несколько древних строений, мавзолеев и сторожевых башен. Кроме мавзолеев Макбара в старом городе находится множество старинных зданий, особняков и мечетей.

В джунагадском зоопарке можно увидеть тигров, львов, леопардов, крокодилов, оленей и различных птиц. Примернов 40 км находится национальный парт Сасангир, в котором сохранилась последняя популяция азиатских львов.

Жители города не привыкли к туристам, но это не мешает межкультурного обмену – открытые и доброжелательные, они всегда рады помочь советом.  По всей видимости, в центре города есть только одно интернет кафе. При его посещении, как и везде в Гуджарате, не стоит забывать о паспорте, данные из которого менеджеры кафе скрупулезно записывают в тетрадь посещений.

Как доехать, где остановиться:

С жильем в Джунагадхе непросто, а с бюджетным и того хуже. Единственный бюджетный и грязноватый отель в старом городе находится неподалеку от мавзолея Макбара. Цена за самую лучшую комнату – 500 рупий. Рядом есть гестхаус,  указанный в лонли плэнет, но соотношение цены и качества за комнату оставляет желать лучшего. Рядом с автобусной станцией есть парочка дорогих и более комфортных отелей за те же цены. В HotelSapphireуютные чистые комнаты – 800-1000 рупий. В HotelVishala расценки примерно такие же, но зато на крыше есть недорогой вегетарианский ресторан. В Джунагадхе, как и везде в Саураштре есть приходится по времени: время ланча с 11 до 2-х, диннер- с 7-9 вечера.

Джунагадх – это крупный экономический центр Саураштры, соединенный транспортными путями со многими местами штата и Индии. Из Ахмадабада в Джунагадх можно уехать и на поезде, и на автобусе (8 -10 часов).  Раджкот – еще один экономический и культурный центр Гуджарата находится в 4 часах пути. Из Сомнатха (Веравала) до Джунагадха всего 2 часа пути.