Манали и Вашишт

Манали (2 000м), расположенный на реке Беас, получил название в честь прародителя человечества Ману, высадившегося здесь после окончания всемирного потопа. В наши дни, на том самом месте находится резной химачальский Храм Ману из дерева и камня, имеющий ярко выраженные следы языческих культов аборигенного населения, позднее влившихся в традиционный индуизм.

Согласно Матсья Пуране, первой и самой древней из Махапуран, Ману умывался в реке, когда к нему подплыла маленькая рыбка, умоляя уберечь от смертельной опасности. Он взял рыбку с собой, но та с каждым днем начала увеличиваться в размерах: вначале она плавала в горшке, затем в корыте, потом озере и, наконец, достигла настолько гигантских размеров, что целого океана, казалось, будет для нее недостаточно. В благодарность за оказанную помощь рыба предупредила Ману о грядущем мировом потопе и посоветовала соорудить ковчег, в назначенный час собрав на нем по паре всех животных, семена растений, семь изначальных риши и их жен. Согласно классике жанра, загадочной рыбой оказался сам Вишну, а точнее его первая аватара, Матсья. Более поздняя Бхагавата Пурана приводит несколько иную версию мифа, в соответствии с которой Вишну проявился в форме рыбы, для того чтобы наказать демона Хаягриву, исподтишка выкравшего у Брахмы одну из вед и затаившегося в самой темной бездне океана.

История другого популярного храма Манали, Хадимба Дэви, напрямую связана с известным индийским эпосом Махабхарата. Во время вынужденного изгнания Пандавы прожили несколько лет в химачальских лесах. Как – то раз, по глупости, на сильнейшего из пятерых братьев, Бхиму, напал огромный ракшас Хадимб. Бхима без труда расправился с грубым великаном, а затем женился на его сестре Хадимбе. Союз демоницы и Бхимы породил могучего воина – Гхатоткачу, позже сражавшегося на стороне Пандавов в кровопролитной битве на поле Курукшетра и ценой своей жизни принесшего победу.

Мифический ореол Манали распространяется и на соседнею деревню Вашишт, известную своими горячими источниками и сказочными храмами Рагхунатха и Васиштхи, божественного мудреца, гуру Рамы. Считается, что здесь находился его ашрам. Белоснежный хребет Пир Панджал с пиком Индрасан (6 221м) накладывает окончательные штрихи на мистический образ гималайской деревни. Многоуровневый водопад Йогини, в паре километров от Вашишта, ошеломляет своим масштабами: ледяной поток, с грохотом низвергающийся со скал, не прерывается ни на минуту, неустанно питая расплавленным снегом и льдом бурный Беас.

Манали – последний крупный населенный пункт перед перевалом Ротанг Ла (3 978м). Подобное обстоятельсво дает возможность совершить остановку, отдохнуть или позаботиться о трансфере в этнографически уникальные гималайские регионы Ладакх, Лахаул и Спити, близкие по духу и культуре соседнему Тибету. Путь через перевал открывается не ранее мая, а закрывается в ноябре, соответствуя началу и окончанию основного туристического сезона в Манали.

Центральная часть города находится в руках индийских туристов, массово спасающихся от испепеляющей жары в горной прохладе. Обычно, здесь проводит свои отпуска индийский средний класс; работяги с семьями или с друзьями; молодожены в медовый месяц и прочие, общими усилиями создавая традиционную суету, шум и грязь. Ввиду таких обстоятельств неприхотливые любители размеренного и созерцательного отдыха обычно селятся в Олд Манали или уютном Вашиште, по ту сторону Беаса. Впрочем, редкие вылазки из Олд Манали в центр по базовым организационным вопросам нисколько не напрягают, в особенности если следовать через живописный кедровый парк.

Советы по выбору жилья:

Гималайская природа, самобытное культурное наследие и высокогорный треккинг — далеко не все особенности Манали, благоприятным образом сказывающиеся на неослабевающем потоке путешественников с запада.В сезон (с апреля по октябрь, с небольшими паузами) Олд Манали и Вашишт пестрят от обилия хипповой публики разной степени адекватности. На время сезона дождей шумная гоанская тусовочка перебирается в Манали или аналогичные места в долинах Куллу и Парвати. Особую популярность Олд Манали имеет у израильтян — дембелей, попускающихся после тягот армейской службы в пустыне. Публика эта, за небольшими исключениями, наглая, шумная и неприятная. Данный момент определенно следует учитывать при выборе жилья. Если в гестхаусе есть признаки дембельской компании – стоит не раздумывая продолжить поиски, ибо мест для спокойной жизни в Олд Манали имеется предостаточно. Озабоченные массовым оттоком молодежи в гойскую Индию, и сопутствующей праздной жизни потери «нравственности», израильские духовники учредили в деревеньке мини синагогу, на случай если пристыженные израильтяне захотят раскаяться за участие в языческих ритуалах, связанных с неконтролируемым курением чараса. Отельеры из числа местных жителей (гордых и культурных химачальцев) иной раз сквозь зубы проклинают одичавших от свободы дембелей после очередной пьянки, повредивших гостиничное имущество, нажитое непосильным трудом; но сделать ничего не пытаются. Отказываться от туризма, значит отказываться от относительно безбедной жизни.

Как добраться:

Дели находится всего в 500 км от Манали. Между городами постоянно курсируют удобные кондиционированные автобусы, типа sleeper, semi sleeper и так далее. Время в пути занимает не менее 15 часов. В сезон, в высокогорные Ладакх, Спити и Лахаул регулярно ходят автобусы и shared джипы.