Омкарешвар

На месте слияния (сангама) двух крупных рек Мадхьи: Нармады и Кавери, находится небольшой паломнический городок – Омкарешвар. Два моста соединяют город непосредственно с островом Мандхата или Шивапури (очертаниями напоминающий символ Ом), на котором находится большинство храмов и руин. Остров Ом совсем небольшой – всего 2 на 1 километр. С другой стороны его окружает та же река, разделившаяся на два рукава. Стремительное течение реки со временем раздробило местные скалы, из каменных осколков которых состоят берега в этих местах.

Шри Омкар Мандхата, храм Шивы Омкара, бога священного слога Ом – один из 12 Джьйотирлингамов. Древний самопроявленный лингам, разделенный самим Шивой на 2 части,  расположен в двух храмах города – Шри Омкар Мандхата и Шри Мамлешвар («Повелителя бессмертных»). Омкар мандир построен в типичном североиндийском стиле Нагара с характерными чертами и вытянутой шикхарой. Кроме самого лингама в храме находятся мурти Аннапурны и Ганеши. Шри Мамлешвар возведен на другой стороне реки.  Для полноценного даршана необходимо посетить два этих храма.  Древний мандир Гаури – Сомнатх находится с левой стороны холма и окружен большим количеством скульптур с божествами. Во внутренние помещения храма можно пройти по очень узкой лестнице, забираясь почти ползком.  В 10 минутах ходьбы от Гаури Сомнатха находятся руины храма Сиддхнатх (X век), с которого открывается живописный вид на сангам (слияние) Кавери и Нармады. Мандир украшен сложными  резными барельефами, изображающими небесных жителей и богов, но лучше всего сохранился фундамент, с детально выбитыми каменными слонами.

На вершине холма возведен красивый современный храм с огромной позолоченной статуей Шивы (30 м). Внутренние стены мандира украшены выбитыми изображениями  различных форм Шакти. Ежедневно внутри храма молодые брамины учат священные тексты.

Издревле, на берегах Нармады специальная каста занимается сбором и обработкой гладких кварцевых камней, которые называют Баналинга и особо почитают по всей Индии. Свою уникальную форму эти лингамы приобретают благодаря особенностям  течения Нармады.

В эпических индуистских сказаниях существует несколько легенд касательно появления Омкар Джьйотирлингама на острове Мандхата. Согласно одной из них, в древности одна гора – Виндхья, гордая и неприступная,  узнала от божественного мудреца Нарады о славе великой горы Меру, находящейся в центре мироздания. Зависть охватила Виндхью – гора захотела стать выше Меру. Она стала выполнять суровые аскезы, для того чтобы попросить благословления у Шивы. На вершине острова (холме Рудрагири)  Виндхья нарисовала огромную янтру в форме священного слога Ом. Спустя многие месяцы Шива появился и благословил Виндхью просить любой дар – на что довольная гора попросила позволения стать выше Меру. Махадэв согласился, но поставил одно важное условие – своим размером Виндхья не должна создавать тень для преданных Шивы. В знак своего дара Шива оставил на острове свой лингам. Виндхья не послушалась Шиву и, в конце концов, затмила своими размерами солнце и луну. Все Дэвы обратились к мудрецу Агастье за помощью – своим силами им не удавалось прекратить рост горы. Тогда Агастья обхитрил Виндхью, вынудив дать обещание не продолжать свой рост, до тех пор, пока мудрец не вернется вновь на остров. Разумеется, Агастья так никогда и не вернулся.

Другая легенда гласит о царе Мандхата из династии Шри Рамы, царствовавшего здесь в древности. Царь был великим преданным Шивы, поклонялся ему и совершал богатые жертвоприношения до тех пор, пока сам Махадэв не проявился перед ним в форме Джьйотирлингама. По имени этого царя и назван остров – Мандхата.

И, наконец, третья история  рассказывает о долгой войне между Дэвами и Асурами, в которой последние начинали одерживать верх. Испуганные боги обратились к Шиве за помощью. Услышав их мольбы, Шанкара материализовался в форме лингама света и уничтожил всех демонов.

Омкарешвар находится вне главных туристических маршрутов, на острове Мандхата до сих пор присутствует характерная атмосфера в стиле «spiritualseeker». Местные жители приветствуют друг друга и гостей «Нармадэ Хар» или «Хари Ом». Обычно, кроме основного даршана, паломники обходят остров по часовой стрелке (7 км) и совершают омовение в прохладных водах освобождающей от плохой кармы Нармады. Почти деревенскую идиллию нарушает лишь шум мотора множества моторных лодок, снующих вверх вниз по реке. В 2007 году на месте слияния двух рек  государством была построена плотина, на сегодняшний день являющаяся одним из крупнейших проектов подобного рода во всем мире. Тревожный звук сирены оглашает население об увеличении или понижении уровня реки.  Впрочем, на самом острове любая суета остается позади – в зарослях кустарника ветвятся тропинки, ведущие к ашрамам, полуразрушенным мандирам и действующим храмам. В немногочисленных чайных подают чай, легкие закуски и воду.

Примечательно, что даже зимой  привычный североиндийский холод не доходит до Омкарешвара – все зимние месяцы ярко светит солнце, а днем наступает жара. Прозрачная проточная вода Нармады идеально подходит для омовения. Но не стоит забывать о каменном дне, о которое можно пораниться,  и  очень быстром течении.

Проживание, как добраться:

Обычно, сочетание «паломнический и нетуристический» характеризуется отсутствием в городе бюджетного жилья и привычной для европейского желудка еды. Но только не в случае Омкарешвара. В городе есть несколько приличных дхаб, а в гестхаусе Ганеш (очень сильно гордящимся своей 30летней историей) можно отведать добротно приготовленные континентальные блюда. Ганеш гестхаус – это основное место, где селится большинство приезжих. Четырехэтажное здание с очень простыми комнатами с санузлом  напоминает больше санаторий для престарелых хиппи – многие из них живут тут месяцами, вспоминая моменты молодости. На острове Мандхата есть только один Ману гестхаус с хорошими чистыми комнатами, правда без санузла.

Добраться до Омкарешвара несложно – главное сесть на правильный автобус из Индора (3 часа). Из Удджайна автобус едет 4-5 часов. Из соседненого Махешвара – около 3х.