Чидамбарам

Среди обширного разнообразия тамильских храмов особой красотой и тонкой атмосферой выделяется храм Натараджи – формы Шивы, танцующего космический танец. 108 позиций вселенского танца Тандава, исполненного Махадэвом в соседнем лесу, олицетворяют сложную структуру мироздания в индуизме. Один из наиболее почитаемых храмов Шивы занимает территорию в несколько квадратных километров в центре современного Чидамбарама и символизирует одну из пяти стихий, акашу или космос. Другие мандиры Панча Бхута Стхалы (группы храмов, олицетворяющих элементы) разбросаны по штату: Тируваннамалай — огонь, Канчипурам — земля, Шрикалахасти — воздух, Тируванайкавал — вода. Считается, что современный облик храм Натараджи приобрел в XII – XIII веках, первые же упоминания о нем встречаются в письменных источниках как минимум с VI века до н.э. В Канда Пуране, тамильской интерпретации классической Сканда Пураны, написанной Кашьяпа Шивачарьей в Канчипураме, Чидамбарам имеет столь же важное значение для шиваитов, как и гора Кайлас в Тибете, и называется Бху – Кайлас, «Кайлас на Земле». Согласно одной из версии легенды, Шива и Кали соревновались в искусстве танца в лесу неподалеку от Чидамбарама. В кульминационный момент Шива поднял ногу, приняв Натараджасану — позу, в которой он и почитается, как Натараджа. Женская скромность не позволила Кали повторить танцевальную позицию. Таким образом, Шива выиграл состязание, получив имя Натараджа — владыка танца. В другой версии рассказывается о том, как однажды Шива со своей супругой Монахини (форма Вишну) пришел в лес, где жили мудрецы, считающие, что при помощи мантр и волшебства они могут контролировать богов. Решив доказать свое мастерство, риши при помощи магии наслали на Махадэва нагов. Наги не причинили Шиве никакого вреда, а, обвившись вокруг его шеи, стали одним из символов могущества Рудры. Рассвирепев, риши призвали могучего демона Муялакана (Апсарама), олицетворения невежества и тьмы. Шива стал на демона ногой и исполнил космический танец ананда – тандава, явив мудрецам свою истинную форму, изначальная сущность которой находится за пределами ритуалов и колдовства любых риши. Существует два аспекта космического танца – Ананда Тандава, блаженный и радостный танец и Рудра Тандава, грозный танец, уничтожающий вселенную во имя ее возрождения.

Огромный комплекс с расписными гопурами, кундами (искусственными водоемами для омовения), пышной скульптурой и богатым убранством внутренних помещений для поклонения – прямое свидетельство древности и глубины культа Шивы. Спроектированный в строгом соответствии с Шива – Агамами, храм имеет сложную структуру, символизирующую многие аспекты человеческой жизни. Например, крыша храма состоящая из 21600 черепиц, скрепленных 72000 гвоздями, крепится на 64 деревянных балках. Деревянные балки символизируют 64 вида искусств. Количество черепиц соответствует числу всех вдохов, отведенных одному человеку, а число гвоздей имеет ярко выраженное соотношение с ритмом сердцебиения здорового человека.

Дикшитары – замкнутое брахманское сословие, выполняющее все служение на территории храма, живут только в Чидамбараме, на территории комплекса или в прилегающих кварталах. Внешне отличные от тамилов, дикшитары до сих пор представляют загадку для этнографов. Наука ничего не знает о их происхождении. Эта малочисленная каста до сих пор живет, опираясь на знания и традиции, полученные от предков в глубокой древности, передавая свой образ жизни и мысли в новое поколение.

Проживание и питание. Как добраться:

Чидамбарам – не самый простой город для независимых путешествий. Приемлемого в соотношении цены и качества жилья здесь нет. Приходится выбирать между откровенными клоповниками без окон, с грязными стенами и кишащими тараканами, с ценами от 500 рупий и дорогими отелями с кондиционером от 1200 рупий. Большинство отелей из вышеописанных категорий сосредоточены вокруг храма. Из еды в городе доступен базовый и быстро приедающийся южноиндийский ассортимент: разные варианты досы и “meals”. Наверное поэтому, лишь изредка сюда заезжают иностранные путешественники, заинтересованные шедевром древнеиндийской мысли и культуры. И не зря, знакомство с храмовым комплексом танцующего Шивы – это захватывающий и несомненно аутентичный экспириенс.