Вриндаван и Матхура

В легендарной Матхуре, на берегу Ямуны, в семье узупатора Камсы, пять тысяч лет назад родился Кришна, восьмая аватара Вишну, особо почитаемый индуистами различных традиций. Камса, испугавшись пророчества, согласно которому его постигнет смерть от руки сына родной сестры Деваки, заключил ее и мужа Васудеву в темницу, последовательно убивая всех рождавшихся у пары младенцев. Маленькому Гопале удалось спастись: тайно его передали на воспитание в семью пастухов, Яшоде и Нанде, в соседний Вриндаван, где и прошло его детство, наполненное чудесными событиями. Подробное жизнеописание Кришны приводится в Махабхарате и более поздней Бхагавата Пуране. Первые письменные упоминания о Матхуре встречаются в древнейшем индийском эпосе, Рамаяне. Примечательно, что рядом с восстановленным после многочисленных мусульманских атак храмом Кришна Джанам Бхуми (местом рождения Кришны), до сих пор находится действующая тюрьма, своим существованием подтверждая древнюю легенду.

Официальная наука приводит многочисленные свидетельства о глубоком историческом прошлом города. Как минимум с шестого века до нашей эры, Матхура была центром правления ведической династии Шурасена; со II в до нэ попадает под влияние Индо – Греческого царства, а с начала новой эпохи и вплоть до середины тысячелетия находится под властью Кушанского государства, оставившего после себя огромное количество буддийских и джайнских памятников. В городском музее представлена подробная экспозиция археологических древностей, найденных на территории Матхуры.

Население, составляющее 2,5 миллиона, в совокупности с бытовыми традициями индийцев не способствует комфортному проживанию в черте города, поэтому разумнее будет обосноваться в соседнем Вриндаване (11 км, 10 рупий на рикше), наведываясь в Матхуру хоть каждый день. Вопреки варварству мусульманских захватчиков, городу удалось сохранить атмосферу древности и аутентичный колорит.

В шестнадцатом веке последователи Шри Чайтаньи, следуя зову бхакти, заново открыли места, ассоциируемые с детскими играми Кришны, превратив волшебный лес неподалеку от Матхуры в важнейшее место паломничества для всех вайшнавов мира. Традиционно, все паломники выполняют Вриндаван парикраму, обходя город по часовой стрелке, предварительно сняв обувь, оказывая таким образом максимальное почтение святости места. Считается, что родившиеся во Вринде люди пребывают в материальной вселенной в последний раз, отрабатывая мельчайшие кармические нюансы. Закончить жизнь на святой земле Вриндавана, значит больше никогда не родиться в материальном мире, поэтому многочисленные хосписы принимают пожилых и неизлечимо больных людей, надеющихся навсегда остановить свои страдания. Храмы Модан Мохан, Говинда джи и Кеши гхат на Ямуне – наиболее древние архитектурные памятники города. На территории Враджа существует множество других мест, связанных с детством и юностью Говинды: Нандаграм, Радха Кунда, Говардхан, Варшана и другие. Праздник прихода весны, Холи, в здешних краях отмечается с особым размахом и безумием, продолжаясь около недели и достигая своего апогея в главные два дня, когда достаточно побыть на улице не больше минуты, чтобы с ног до головы покрыться трудно смываемой краской со всеми оттенками радуги.

Вриндаван – чудный край, сладкий – сладкий, медовый – медовый или как говорят последователи Общества сознания Кришны – нектарный… Почти весь городок утопает в зелени и цветах, наполнен множеством храмов и ашрамов, павлины, не стесняясь, бродят в садах в черте города, оглашая окрестности своим зычным уханьем. Разношерстная публика, представленная индусами паломниками, садху, многочисленными искконовцами, редкими бекпекерами – создает сегодняшний облик деревни, где провел свои детские годы Шри Шьям. Даже очевидная и агрессивная коммерциализация не способна испортить прекрасное впечатление от посещения города. Местные дельцы неплохо знают арифметику на русском языке, и, даже не заинтересовавшись страной происхождения клиента, говорят: “Здрастуйте, сто пидисят рупий, посмотри, хороший” и тд. В связи с этим, в голову приходит мысль о том, что весь Исккон напрочь состоит из граждан эрэфии и сопредельных территорий.

Помимо великого множества гаудия храмов во Вриндаване в большом количестве представлены храмы и ашрамы других вишнуитских сампрадай. Примерно в часе ходьбы от Вриндаваны, на другом берегу Ямуны, расположен Ашрам Шри Девраха Бабы, одного из известнейших святых Индии. Подробно о жизни Бабы и Шри Сампрадайе написано тут http://devraha.org/_rus/. Теле интервью взятое советским корреспондентом у Бабаджи в 1989 году, коснулось всех жителей бывшего СССР…. Удивительно, но в нем он предсказывает скорый развал совка….

Отдельного упоминания заслуживают городские мартышки – воруют все, что только можно. Именно там, можно убедиться в правдивости басни Крылова “Мартышка и очки” , так как отдельные особи действуют буквально по тексту:

“Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет”

Ни в коем случае не следует открыто демонстрировать любые пищевые продукты перед лицом макаки – отберет, не думая. Спорить не стоит , макаки работают сообща и хорошо запоминают обидчиков. Единственный аргумент – палка в руке. Ну и разумеется, ни при каких условиях не стоит оставлять открытыми окна в помещениях, мартышки любят инспектировать человеческое жилье на предмет съестного независимо от высоты и труднодоступности оного.

Как добраться и проживание:

В городе существует множество вариантов вписки от простых ашрамов до шикарных отелей для богатой прослойки религиозных индусов, поэтому поиск подходящего жилья, это дело вкуса и времени. Самый простой (но и не самый дешевый) вариант – отель в кришнаитском комплексе Кришна – Баларам. В малолюдном районе Varah Ghat, на окраине Вринды, есть несколько неплохих чистых и бюджетных гестхаусов. Матхура связана ж/д сообщением со всеми крупными регионами страны; автобусом можно убраться в ближайшие города Раджастана и Уттар – Прадеш; такси в Дели стоит порядка 1400 — 2000 рупий в зависимости от класса машины и умения торговаться.

Еще про семь священных городов:

Сапта Пури