Кедарнатх трек

Шива – это Гималаи, поэтому, одно из фундаментальных мест его почитания находится глубоко в горах, на высоте около 3 600метров над уровнем моря. В Кедарнатхе Шива проявляется в своей аскетичной форме – здесь мало кислорода, дуют пронизывающие ветра, а летом, кроме небольшой травяной подстилки, ничего не вырастает. Могучий пик Кедарнатх (6 640 м) неприступной стеной возвышается над храмом. Большую часть года суровый и негостеприимный пейзаж окружает поселок – только скалы и снег…

О самом северном из 12 Джьйотирлингамов достаточно подробно рассказывается в Махабхарате. После победы на поле Курукшетра, Пандавы решили искупить вину за братоубийственную войну, попросив благословения у Шивы. Махадэв, не желая давать даршан, спешно покинул Варанаси и спрятался от пятерых братьев в Гуптакаши, неподалеку от Кедарнатха. Настойчивые Пандавы добрались и туда, но Шива был ужевысоко в горах: приняв образ быка, он затаился в стаде в одной из долин. Одержимые решимостью, братья обнаружили стадо с Шивой – Быком и стали поочередно прощупывать каждого из них, надеясь обнаружить Его. Бхима, самый сильный из Пандавов, схватил одного из быков, но внезапно тот ушел под землю, оставив снаружи лишь спину. Другие 4 части тела быка – Шивы проявились в других местах Гархвала: руки – в Тунгнатхе, голова – в Рудранатхе, туловище – в Мадхьямахешваре, а волосы – неподалеку Калпешвара. Группа из пяти храмов, построенных Пандавами в этих местах, для того чтобы умилостивить Махадэва, получила название Панч Кедар. Пораженный напором и преданностью, Шива благосклонно освободил братьев от греха братоубийства. Среди шиваитов существует особый порядок посещения святынь Панч Кедара: вначале идет имеющий принципиальное значение Кедарнатх, затем Тунгантх, потом Рудранатх, Мадхьямахешвар и Калпешвар. Для большинства индуистов Кедарнатх – это одно из немногих мест, где все их мольбы могут быть услышаны и реализованы. Еще совсем недавно наиболее решительные преданные Шивы бросались вниз с одной из скал над поселком, надеясь таким образом получить освобождение от колеса перерождений и воссоединиться с Шивой в его божественной обители. Кедарнатх мандир традиционно связан с Ади Шанкарачарьей, реформатором индуизма, самадхи которого находится позади храма. По легенде, завершив земную миссию, он вошел в скалу, оставив после себя лишь посох. Узкая тропинка, петляющая на одном из холмов, ведет к озеру Чорабари, известному еще как Ганди Саровар. Над его водами был развеян пепел общенационального героя Индии, Махатмы Ганди. Другое интересное для посещения место – идол Бхайравнатха, защитника мандира, в 15 минутах ходьбы вверх от Шри Кедара.

Большую часть года занесенный снегом Шри Кедарнатх доступен лишь с мая по октябрь. Брамины храма и идол на зиму перебираются в соседний Укиматх. С апреля на горных дорогах Уттаркханда начинают появляться целеустремленные садху с нехитрыми пожитками за плечами. Они преодолевают весь путь от Ришикеша до Кедара пешком, прося подаяние и ночуя под открытым небом. Некоторые из них, Дигамбара – «облаченные в небо», идут полностью обнаженными. В большом количестве собираясь у храма, садху занимаются привычными делами: греются у костров, без конца раскуривают чиллумы и неторопливо общаются друг с другом или паломниками. Многие из них проводят в Кедаре все лето, возвращаясь на равнины ближе к осени.

Как добраться и проживание:

Забитые пилигримами со всей Индии автобусы обычно начинают путь к горной святыне из Ришикеша или Харидвара. Дорога до Гаурикунда, ближайшего места к Шри Кедару,с подъездом для автотранспорта занимает не менее двенадцати часов. Гаурикунд (1982м) был назван в честь Гаури (Дэви), на протяжении долгого времени выполнявшей здесь аскезы, желая воссоединиться с возлюбленным Шивой. У бурной Мандакини находится храм, посвященный Гаури, и горячие источники, в которых перед путешествием в Кедарнатх принято совершать омовение. Происходящее в поселке можно охарактеризовать лишь одной фразой: «даршан конвейер». Холмы вокруг Гаурикунда усеяны многочисленными кибитками пастухов и стойлами для мулов: многие предпочитают преодолевать живописный четырнадцати километровый путь до Кедарнатха верхом на лошади. Другие же выбирают своеобразный стиль треккинга: располагаются на носилках, используя труд четырех носильщиков. Впрочем, самый экстремальный вариант – залезть в корзину, прикрепленную на спину к одному из носильщиков, не пользуется особой популярностью, но, определенно, занимает свою нишу. Альтернативный способ достичь Кедара – это вертолет, стартующий из Гуптакаши. Правда, из-за быстрого набора высоты такой способ чреват горной болезнью да и стоит по индийским меркам немало (около 7000 рупий). Но, несмотря ни на что, многие паломники с самыми искренними чувствами преодолевают весь путь пешком, не создавая пробок на и без того перегруженной гужевым транспортом тропе. Трек до Кедара занимает от четырех до шести часов, поэтому, оказавшись в Гаурикунде ближе к вечеру, лучше остановиться в одном из гестов. Базовый, умеренно комфортный вариант с горячей водой – GVMN гестхаус (от 800рупий). С жильем в самом Кедарнатхе нет никаких проблем, поэтому имеет смысл провести здесь ночь. Холодная ночевка имеет свои плюсы: под утренним солнцем окрестные пики преображаются, сияя ярче любых кристаллов на фоне голубого неба.

Посещая Шри Кедар весной, не следует удивляться толпам паломников, грязи, наглости местных коммерсантов и алчности лживых садху – таковы реалии Кали юги.

UPD:

В конце лета 2013,  поселение Кедарнатх было практически уничтожено стихией.  Сошедший с гор оползень разрушил паломнический центр, похоронив под собой по меньшей мере тысячу человек.  По самым скромным прогнозам,  Кедарнатх будет доступен для посещения не ранее чем через пару лет,  когда будут восстановлены горные дороги и сопутствующая инфраструктура.  Впрочем, судя по фото с места трагедии, видно что сам мандир пострадал с минимальными потерями…