Лангтанг трек

Горный маршрут в Лангтанг, гималайский регион на севере Непала, граничащий с Тибетом — не самый популярный среди большинства туристической публики, посещающей современную Шамбалу, но все таки пользующийся авторитетом у любителей треккинга. Этому способствует несколько факторов: относительная близость от Катманду (локал бас преодолевает расстояние примерно в 150 км до начального пункта маршрута примерно за 7-8-9 часов); возможность поближе познакомиться с практически нетронутой флорой и фауной Гималаев (на территории заповедника живет редкая краснокнижная панда, горные лангуры, гималайские медведи и другие животные, растут многие эндемичные растения, например деодары, рододендроны, эдельвейсы и др.); наличие на маршруте небольшого культурного отпечатка от издавна живущих здесь гималайских народов тамангов и шерпа, выражающегося в скоплениях буддистких молитвенных камней, редких деревенских Гомпах и общем про — тибетском укладе повседневной жизни (большинство местных принадлежат к известной школе тибетского буддизма Нигмапа, с центральным персонажем Шри Гуру Ринпоче (Падмасамбхавой); небольшой интервал от начала до конца трека (ок. 90км, при желании можно уложиться в 5 – 6 дней, без выхода на радиалки) плюс дополнительная возможность продолжить исследования Лангтанг Химала, разумеется при наличии дополнительного времени — соседние маршруты, такие Tamang heritage trail, Госайкунда и Хеламбу не менее интересны и так же невелики по продолжительности. Ну и в дополнении к основным преимуществам трека, можно добавить еще парочку важных моментов — отстуствие автотранспорта на тропе, небольшое количество туристов даже в самый пик сезона и техническая простота маршрута. Из минусов, следует отметить необоснованно дорогие пермиты и так называемые TIMS (недавно введенное правительством Непала, узаконенное средство дополнительных поборов с иностранных любителей природы, суть которого заключается в «заботе о безопасности туристов»). На апрель 2014 года за пермит на одного человека брали 3000 рупий + TIMS 2000 рупий — все вместе 5000. Учитывая непорменный аппетит непальских чиновников, сумма эта не последняя и скорее всего в течении следующих лет цена также будет расти, без всякого потолка. Очень жаль что львиная часть этих средств, беря во внимание процент трекеров посещающих нацональный парк Лангтанг в течении всего года, по всей видимости растворяется в бездонных карманах представителей непальского нобилитета… Ну и многолетнее развращение местных жителей «длинным рублем» туриста треккера, иной раз дает о себе знать, проявляяясь иногда не в совсем приятных, но более менее терпимых инсинуациях при общении с владельцами лоджей и ресторанов.

Дословно «Лангтанг», переводится с тибетского как «следовать за яком». По всей видимости, современная тропа для туристов, это адаптированный вариант старинного кочевого маршрута тибетских скотоводов, в зависимости от сезона перегонящих яков на летние или зимние пастбища. Например, весной животных начинают гнать на высокогорье, где те откармливаются свежей зеленой травой, а позднее и приносят потомство. В зависимости от сезона, почти в любой точе маршрута можно отведать уникальные экологически чистые продукты местного скотоводческого производства — ячью простоквашу и ячий сыр, пищу которая недоступна для отравленных едой из супермаркета жителей городов.

Как и везде в Гималаях, самые лучшие виды на горные пейзажи открываются осенью и зимой. Весной гораздо чаще бывает облачно, но не настолько чтобы упустить самое главное. Классическое правило подъема в горах ранним утром, с максимальной вероятностью гарантирует безоблачное небо над многокилометровыми заснеженными пирамидами. Правда с дальнего расстояния, снежные великаны привычно блестящие осенью или зимой, весной в большинстве своем покрыты беспросветной дымкой. Но в высокогорье, впрочем, такого рода визуальных искажений, не существует. По сути, у каждого времени года в Гималаях есть свои плюсы, а общая высокая энергетика этих мест работает в любой сезон, наполняя сознание человека таинственным томлением, а тело необходимыми для любой личностной трансформации, далеко не всегда приятными, физиологическими ощщущениями.

Условия быта на маршрует далеки, например от условий популярных треков в регионе Аннапурны — об электричестве, уборной и интернете в комнате или лодже придется забыть и не вспоминать весь маршрут (за исключеним начальной точки, Сьябрубеси). Практически все комнаты во всех лоджах — это грубосколоченные из дерева минизакутки, с щелями в стенах и окнах шириной в палец, выполняющие по сути лишь одну функцию — защиту от осадков. Обычно, температура внутри комнаты всего на пару градусов отличается от уличной в положительное значение. Зато в столовых при лоджах — почти всегда топятся допотопные буржуйки, благодаря чему можно сколько угодно прогревать судорожно пытающееся согреться тело, обдумаваемое всеми ветрами и пронизываемое до костей высокой влажностью. Ну и некоторые хозяйки, частенько любят порадовать гостей так необходимой в горных условиях многокалорийной пищей, часто даже с весомой скидкой, зависящей от плотности прохождения треккеров в конкретный сезон. Почти везде, комнаты путешественникам предоставляются бесплатно, либо за символические 50- 100 рупий. Как и везде в Непале, треккинговая культура обязывает принимать пищу только в том месте где останавливаешься — в противном случае цена жилья может возрасти в десять, а то и в двадцать раз.

Перед стартом в Гималайские дали Лангтанга, в первую очередь необходимо пройти через процедуру классической азиатской бюрократии — получить разрешения для допуска в парк. Все это можно сделать отправившись в NTB (Nepal Tourism Board), потратив 200-300 рупий на такси от Тамеля. При себе надо иметь два фото, паспорт и требуемую сумму. Впрочем, все разрешения можно оформить на КПП в Дунче — многие так иделают

Затем важно озадачиться заблаговременным приобретением билетов на автобус следующий в Сьябрубеси – проще всего это сделать непосредственно на станции отправления New Bus Station. Важно помнить что в день отправления билетов уже может и не быть или придется довольствоваться остатками, не самых выгодных мест. «Станция» — это несколько автобусов и мини вэнов стоящих на обочине рядом с парочкой будок, и окружающей их галдящей толпой. Вариантов отправления на 2014 год было два — долгий выматывающий типичный непали локал бас, с остановками каждые 15 минут, погрузками мешков с рисом и далом, и забивкой салона людским мясом до самого предела (минимум 9 часов в пути, обычно 10), либо нововведение — Super Express Bus, стоящий ненамного дороже 300 рупий, с фиксированным сидячими местами, идущий 7 — 8 часов, и главное что без постоянного сбора голосующих на обочине пассажиров. К сожалению, из всех тысяч турагенств в Катманду, помочь с приобритением подобных билетов никто не желает — на все вопросы лишь назойливо пытаються впарить аренду всего джипа с водителем за бешенные деньги.

Дорога из Катманду в Сьябру — это головокружительный полет через гигантские холмы сплошняком покрытые терассобразными полями и одноулочные деревеньки с традиционным для Непала сельским укладом и уровнем быта, застрявшем где- то между средневековьем и современностью. Население живет здесь в крайней нищете, в одно — двух этажных глинянных жилищах скрепленных деревянными сваями, вместо окон где — деревянные ставни. Иной раз, повстречавшись взглядом с местным юношей или девушкой, можно заметить непередаваемую тоску и печаль усталости от жизни в по сути патриархальном феодальном обществе — и это когда в соседнем Катманду, в последние годы буйным цветом расцветает женская эмансипация, относительная свобода от кастовых предрассудков и существует реальная возможность вырваться из средневекового рабства сознания.

Для удобства, весь маршрут обычно разбивают на несколько ходовых дней:

  1. Сьябрубеси (1500м) — Лама Хотел (2500м) — время в пути 6-8 часов. Тропа пролегает сквозь густые заросли субтропического гималайского леса, растущих паралельно бурному потоку Лангтанг Кхолы. Некоторые предпочитают останавливаться не доходя 20 минут до Лама Хотела — в местечке Римче.

  2. Лама Хотел (2500м) — Лангтанг (3400м) время в пути 6 — 7 часов. Тропа постепенно начинает приобретать высокогорные таежные черты — появляются кедры и рододендроны, ближе к Лангтангу флора сменяется на высокогорные кустарники и травы альпийских лугов, а из-за проплывающих облаков наконец начинают показываться заснеженные вершины. В местечке Гходатабела, военные проверяют наличие разрешения на доступ в нацпарк. Лангтанг — достаточно крупное поселение для этих мест, полноценная деревня с миниэлектростанцией, производством сыра и хлеба.

  3. Лангтанг (3400м) — Кьянджин Гумба (3850м) – время в пути 3 часа. Самый легкий день трека с минимальным набором высоты. Кьянджин Гомпа — это скопление каменных лоджей, молитвенных камней и флагов в высокогорной пустыне. Обычно, большинство треккеров остается в этой продуваемой всеми ветрами горной местности на несколько дней, с целью в полной мере познакомиться с неописуемой мощью Гималаев. В окрестностях Кьянджин Гомпы существует несколько популярных радиальных маршрутов разной степени сложности : Лангшиша Кхарка (4100м) – долгая прогулка дальше по долине в сторону пастуших стоянок; подъем на Кьянджин Ри (4700м), обзорную точку с которой открываются головокружительные панорамные виды на горы и ледники массива Лангтанг (7210м), а также треккинг на Тсерко Ри (5100м), один из ближних пиков.

Путь обратно, занимает два дня. За деревней Бамбу (примерно в 1,5 часах до стартовой точки маршрута, Сьябру) у оползня малозаметная тропка забирает влево, деревню Тхуло Сябру откуда можно продолжить горное путешествие к озерам Госайкунда и дальше, в долину Хеламбу.

Совсем необязательно строго придерживаться классического маршрута: на тропе, как минимум каждые два – три часа встречаются импровизированные стоянки с простейшими лоджами, мало отличающимися от жилья в рекомендуемых для остановки пунктах.

Для бесхлопотного отъезда в Катманду, по приходу лучше сразу купить билеты на утро следующего дня, договорившись с хозяевами лоджей или самостоятельно отыскав неприметную будку на главной и единственной улицы Сьябру.