Катманду

Крупнейший город и столица Непала (численность населения около 1 миллиона человек), раскинулся в одноименной долине, бывшей когда – то озером, на высоте 1300 м над уровнем моря. Легенда о древнем озере Нагдаха встречается в буддисткой Сваямбху Пуране, а исследования современных ученых находят ей геологическое подтверждение. Катманду удалось сохранить свой средневековый облик и мистическую атмосферу, город буквально напичкан культурными достопримечательностями, храмами, скульптурами, ступами и алтарями. Самые известные из них – буддийские центры Сваямбунатх и Боуднатх ( 3 век до н. э.), храмовый комплекс Пашупатинатх ( 7век н.э), храм Чангу Нараян ( 4 век) и города — архитектурные заповедники Лалитпур и Бхактапур. Живые памятники красоте и материализованные проявления могущества человеческого духа, где древность переплетается с современностью, традиции с нововведениями, а душа с материей. На площади Дурбар, в специальном здании пребывает единственная в своем роде, живая индуистская богиня Кумари (неп. “девочка”), традиционно выбираемая из девочек определенной касты в соответствии со строгим ритуалом и глубоко почитаемая жителями страны.

В то время как на севере Индии бушевал пожар мусульманского нашествия, разрушались памятники культуры , а население насильственно склоняли к принятию ислама, повседневная жизнь в Катманду шла своим чередом. Спасаясь от варварской исламизации, северо – индийские брамины массово переселялись в Непал, дабы сохранить привычный уклад жизни и попутно обогащая местную культуру.

Пожалуй, одно из наиболее запоминающихся мест в Катманду — храмовый комплекс Пашупатинатх на реке Багмати, главный кремационный гхат страны, где Шива проявлен в благом облике Пашупати — властителя всех живых существ. Упоминание о Рудре — Пашупати, встречается еще в Ригведе, а многие историки склоны считать культ Пашупатья древнейшей индуистской традицией из всех ныне существующих. Обнаруженная при раскопках в Мохенджо-Даро, так называемая печать Пашупати, с отображением трехликой фигуры в позе лотоса, идентифицируется как самое древнее изображение Шивы. Большинство непальских и индийских паломников стекаются в главный храм, выполненный в классическом непальском пагодном стиле, а также в Гухьешвари мандир, одну из общепризнанных шактипитх. Несмотря на то, что Пашупати — повелитель всех живых существ, белому человеку вход в главный мандир перекрыт. Впрочем, огромная территория комплекса, открыта для посещения и с лихвой компенсирует подобные проявления жреческих предрассудков. В лесу, на другом берегу Багмати, находится около 492 храмов, алтарей, ступ и идолов, разных эпох и культов. Поговаривают, что в Пашупатинатхе установлено более тысячи лингамов. Помимо религиозной составляющей, парковая часть комплекса это еще и общегородская рекреационная зона. Здесь Шива подтверждает свой статус владыки живых существ – по лесу скачут неутомиммые мартышки, гнездятся многие птицы, а на вершине холма под охраной живет не менее сотни оленей разных видов. Пашупатинатх всегда полон людей, будь это кремирующие своих усопших родственники, паломники, садху, путешественники, или просто расслабляющиеся от городских сует непальцы. В связи с внесением комплекса в список объектов мирового наследия Юнеско (будь оно неладно), гостям города за вход придется платить — 500 рупий. Оплаты можно избежать, если попытаться проникнуть в Пашупатинатх со стороны парка (перейдя Багмати по автомобильному мосту справа), но важно не расслабляться – территории комплекса рыщут контроллеры, вылавливая незадачливых безбилетников. При поимке с поличным лучше не спорить и заплатить. Обидно правда, что входной билет действует всего один день — а одного дня все таки маловато для полноценного погружения в атмосферу обители Пашупати.

Прогулка по Катманду бесконечно радует взор, необычные ароматы захватывают дух, а шумы многовекового города услаждают слух. Можно вновь и вновь погружаться в таинственную, густую атмосферу мистического города — познать все стороны Катманду не хватит и месяца. Без преувеличения, это один из прекраснейших городов на Земле, загадочный и необъяснимый, прозрачный словно мираж, но в то же время что ни на есть реальный. Впрочем, как и в любом восточной городе, здесь есть свои проблемы, выраженные в перенаселенности, сумасшедшем движении, сильной загазованности, откровенной грязи и нищете…

В туристическом районе Тамель, есть гостиницы разных уровней, от откровенных бомжатников для грязных хиппи до мажорных дворцов с ценами от 100$ за комнату, поэтому найти подходящий для своего уровня вариант, не составит никакого труда. Многочисленные рестораны в большинстве своем одинаково хорошо готовят как местные так и интернациональные блюда, сувенирные лавки забиты всевозможным барахлом, туристические агентства предлагают всевозможные варианты услуг, от авиа билетов до организации сложнейших треков, а барыги всех возрастов хрипло выговаривают скороговоркой проходя рядом: “Hash, Weed, Sugar Brown, Opium, Lsd”. Тамель кишит иностранцами, это настоящая интерзона, здесь можно повстречать фанатичного альпиниста, толстого туриста – пакетника, дредастого хиппи, потертого бекпекера, преступника скрывающегося от закона в своей стране, да или просто персонажа потерявшего человеческий облик, время для которого остановилось где – то в середине 70х. Некоторые путешественники предпочитают Тамелю небольшой туристический кластер в районе ступы Боуднатх или прославленную в эру хиппи улицу Freak Street, где в целом, обстановка поспокойнее.