Путтапарти

Всей своей известностью городок Путтапарти (475м над уровнем моря) обязан своему знаменитому уроженцу – Сатье Саи Бабе (1926 – 2011), духовному учителю, поднявшему нищую деревню до уровня крупного города, построив там аэропорт, ж/д станцию, университеты, больницы, школы, стадионы и обширную инфраструктуру. Проект по обеспечению питьевой водой засушливой местности южной Андхры, стартовавший в 1994 году, охватил область с населением больше миллиона человек, традиционно испытывавших острую нехватку чистой воды.
История нео – индуистского межрелигиозного учения начинается в 1940 году, во время празднования Махашиваратри, когда молодой Саи Баба провозгласил себя перерождением знаменитого Саи Бабы из Ширди, популярного мусульманского святого (1838 – 1918), проповедовавшего равенство всех религий. Считается, что откровение сопровождалось материализацией драгоценностей, пищи и цветов. Покинув отчий дом, Сатья Саи Баба несколько лет странствует по святым местам Индии. Мало помалу, малоизвестный деревенский гуру обрастает большим количеством последователей, и в 1950 году основывает ашрам – Прашанти Нилаям (Обитель глубочайшего покоя), с годами разросшийся в огромный жилой комплекс для почитателей Бабы из разных уголков мира.

В настоящий момент это настоящий город в городе со всей необходимой инфраструктурой, со своими правилами и уставом. В связи с обширной благотворительной деятельностью, демонстрацией разнообразных “чудес” и ореолу таинственности, Саи Баба еще при жизни почитался многочисленными последователями как Аватар – живой бог. В целом, Учение Саи Бабы – это современный индуистский культ с сопутствующей обрядностью и философией, провозглашающий единство всех религий на базе веры в современного Бхагавана – Шри Сатьи Саи Бабы. Помимо большого количества рядовых преданных, в среде поклонников Саи Бабы существует немало известных публичных личностей из разных стран: популярные актеры, музыканты, промышленники и бизнесмены, благодаря личной харизме Бхагавана, на протяжении всего времени существования ашрама, оставляли щедрые пожертвования, на которые и возникло чудесное благополучие изначально депрессивного региона. При жизни Бабы главными событиями жизни в ашраме (помимо ежегодных фестивалей) были его ежедневные “даршаны”, появление на публике дважды в день для общения с последователями. По традиции, даршаны продолжаются и после смерти Бабы – последователи собираются утром и вечером для чтения мантр. В дни крупных фестивалей – Махашиваратри, день рождения Бабы и др.,в ашрам традиционно стекается огромное количество народа. О славе и деяниях Саи рассказывают два огромных музея, построенных западными последователями – обширная коллекция состоит из иллюстрированных, театрализованных и кинодокументальных экспозиций об учении Саи, моментах его духовных реализаций и чудес, а также богатых подарков от последователей со всего земного шара. Несмотря на смерть Саи в 2011 году – дело его живо, и весь это расчудесный “духовный диснейленд” функционирует благодаря фонду, управляющему многомиллионным богатством Бхагавана.

По словам самого Саи Бабы, он переродится в своей третьей земной форме в 2030 году в одной карнатакской деревне. Третья форма – Према Саи, финальная, после которого начнется полноценное духовное возрождение человечества, заканчивающееся “золотым” веком.
Помимо божественности жизнь Саи Бабы окружена самыми противоречивыми слухами и домыслами – самые безобидные – обвинения в “фокусничестве”. Во время публичных встреч или фестивалей Саи Баба традиционно показывал чудеса, такие как материализация золотых украшений, часов и вибхути, священного пепла, широко используемого в качестве лекарства последователями Бабы. Некоторые из бывших последователей обвиняют Саи Бабу в педофилии, сексуальных домогательствах и убийствах на территории Прашанти Нилаям. Впрочем, для местных жителей, все эти слухи ровным счетом ничего не значат – Саи помог многим тысячам людей подняться из сельского индийского средневековья в условно современную жизнь. Саи Рам, местное приветствие, фраза чаще всего звучащая в Путтапарти, означает – “Саи есть Бог”.

Как добраться, где остановиться:

Проще всего доехать до Путтапарти используя железную дорогу, соединяющую станцию Прашанти Нилаям с основными крупными городами страны: Хайдарабадом, Ченнаем, Дели, Калькуттой и др. Ж/д вокзал находится в 8 км от ашрама, в сторону которого без проблем можно добраться на такси или авторикше. Ближайший мегаполис – Бангалор, откуда до Путтапарти можно добраться на автобусе (4 часа).
Большинство приезжих селится в самом ашраме: постояльцам предлагают несколько вариантов проживания – от самых базовых (шеды от нескольких рупий в сутки, по сути койко-место) до вполне комфортабельных (комнаты в жилых комплексах (200 рупий), обычно заселенных европейцами. Помимо вариантов жилья в ашраме, вне его территории есть много гостиниц и гестхаусов.