Шри Шайлам

Одна из самых популярных и древнейших кшетр Индии находится в холмистой местности восточной Индии, штате Андхра Прадеш. Первые письменные источники, датируемые началом нашей эры, свидетельствуют о святости Шри Шайлама. В частности, одно санскритское утверждение гласит, что человек, хотя бы единожды увидевший священный холм, освобождается от цикла перерождения. На этих холмах расположены важнейшие паломнические места, упомянутые в различных священных для индусов писаниях, в том числе Сканда и Маркандея Пуранах. Один из 12 Джьйотирлингамов Шивы, знаменитый самопроявленный лингам, исполняющий желания, находится в храме Шри Малликарджуны. Женское, сопутствующее божество Шри Бхрамарамба – грозная богиня, почитается как Шактипитха. В прошлом, эти места и весь район, представляющий собой энергетический центр, почитался местными аборигенами, адиваси, народом Ченчу. Следы этого поклонения можно найти в сохранившихся легендах о Шиве и Шакти. Кстати говоря, большинство местного населения разных категорий – обладатели племенной внешности и соответствующего менталитета. Как свидетельствуют мифологические источники, в частности Сканда Пурана, лингам почитался асуром Хираньякашипу еще в Крутха юге, Шри Рамой в Трета Юге, Пандавами в Двапара юге.

В связи со святостью кшетры современный Шри Шайлам круглогодично встречает огромное количество паломников из ближайшей Карнатаки, Андхры, Махараштры и Тамил Наду. Во время фестивалей их количество становится нереально огромным. Шиваратри, Макара Санкранти и Угади – главные фестиваля в Шри Шайламе.  На языках телугу, каннада, тамили существует множество легенд, рассказывающих о чудесах, связанных с Шри Шайломом и храмом Малликарджуны.

Одна из историй этого края рассказывает, что когда – то давно принцесса Чандравати из династии Чандра Гупта полюбила Махадэва Шиву. Однажды ночью Шива явился ей во сне и сказал идти жить в джунгли, неподалеку от улья пчел, тогда он придет и женится на ней. На следующий же день она отправилась в непроходимые джунгли, следую указанию Шивы. Заметив пчелу, она последовала за ней, пока не оказалась у большего дерева с пчелиным ульем, где остановилась и стала возносить молитвы Шиве под большим деревом, рядом с пчелиным. Местные адиваси заметили ее и стали приносить фрукты, мед и молоко. Однажды Шива и Парвати шли мимо этого места. Обратившись в старика, он явился перед принцессой и, несмотря на свой возраст, настоял на свадьбе. Во время праздничной церемонии один из аборигенов предложил Шиве мясо и выпивку, в связи с чем тот покинул пир, несмотря на мольбы принцессы. В горечи она прокляла его обратиться в камень на том же месте, где он и стоял. Теперь этот камень почитается в качестве Джьйотирлингама. Парвати прокляла девушку родиться пчелой (Бхрамарам), откуда и произошло Бхрамарамба – главное женское божество Шри Шайлама.

Археологические свидетельства говорят о почитании Шивы в этих краях, начиная с первого века нашей эры народом Сатавахана и правящим монархом всей территории плато Деккан, царем Пуламави, чьи письмена находят в древних пещерах под Насиком, Махараштра. Позднее, начиная с третьего века, здесь обосновалась династия Паллавов. В этот период были построены некоторые храмовые строения. После череды династий, в 16 веке, крупнейшая цивилизация той эпохи, Виджаянагара, закончила исторический период Шри Шайлама. Именно тогда были построены основные мандапы и другие храмовые строения, а позднее, благодаря различным спонсорам были установлены золотые элементы храмов и святилищ. Главные гопуры были построены различными царями этой династии. Главное святилище, где пребывает джьйотирлингам Малликарджуны, было построено во времена правления династии Какатья, царя Ганапатидэвы. Стена вокруг храма украшена многочисленной резьбой с сюжетами из пуран, портретами и формами божеств и деяниями святых героев.

По уже сложившейся традиции, вход в главный мандир разделен – самая длинная очередь для бесплатного даршана, и несколько других за 20, 40 и тд рупий. Вход как обычно, казарменного типа – колючая проволока и строгая охрана, следящая за отсутствием у паломников мобильника или камеры. Внутри – удивительно спокойная и располагающая к медитации атмосфера. В будни паломников обычно не очень много и очереди на даршан практически нет. Личные вещи можно сдать в камеру хранения за небольшую плату в несколько рупий. Внутри помимо основного храма есть несколько других святилищ, а также крупный каменный Нанди.

Реку, омывающую три местных священных холма: Брахмагири, Вишнугири, и Рудрагири, называют еще Патала Ганга. Омовение в реке – обязательный священный ритуал, обязательный при посещении Шри Шайлама. Согласно Сканда Пуране, плоды посещения святой кшетры невероятно велики: одно подношение в храме равно лакхам подношений на Курукшетре и двум тысячам омовениям в святой Ганге, долгому подвижничеству на берегах Нармады или рождением в Варанаси.

В наши дни (2017) улицы городка постоянно напоминают о Шиве – стены и дома украшены многочисленными граффити в современном стиле, изображающие Шиву в различных формах и ситуациях, истории из мифов и другие религиозные символы.

Холмы Налламалай – один из немногих центров дикой природы Индии, сохранившийся до наших дней. Густые, труднопроходимые джунгли раскинулись на множестве красноватого цвета холмов, в небольших долинах лес вырублен и стоят немногочисленные деревни с домами из тростника. О том, что это 21 век напоминают лишь спутниковые тарелки на хлипких крышах. В местных лесах водится очень много животных – богатейшая фауна состоит из множества видов птиц, рептилий и млекопитающий. Здесь сохранилась небольшая популяция тигров и других крупных зверей, которые перечислены во многих придорожных табличках, оповещающих об осторожности на дороге.

Помимо храма Малликарджуны на местных холмах сосредоточено порядка десятка менее важных святилищ, экскурсия на рикше примерно на полдня – 500 рупий. Река Кришна судоходна, пару утлых судов возят порции индийских отдыхающих паломников. Билет, включающий проезд на канатной дороге и лодке, стоит около 100 рупий. Это занимает немного времени, зато можно полюбоваться живописными видами речных долин.

Как добраться, где остановиться:

В Шри Шайлам удобно добираться автобусом из Хайдарабада (202 км, 6 часов) и Курнула (190 км, 6 часов). До мегаполиса Хайдарабада добраться можно каким угодно способом: на автобусе, самолете или поезде. Если заезжать с юга по железной дороге, то удобнее будет город со странным для русскоязычного человека названием Курнул.

С жильем в обычное время обычно проблем не возникает, хотя гостиниц селящих иностранных туристов здесь немного. Впрочем, они редкие гости здесь. Проще всего заселиться в крупный гостиничный блок, Ганга Садан (AC комната – 700 рупий, на регистрации делают фото веб камерой и снимают отпечаток пальца), неподалеку от развилки и пешеходной дороге, ведущей к главному святилищу, с большим количеством всевозможных магазинов с прасадом и индуисткой атрибутикой, кондитерскими, чайными прилавками и лавками с прохладительными напитками. Как правило, современные индусы совмещают праздники с духовной жизнью, многие приезжают сюда на несвязанные с индуизмом праздники целыми семьями. Что касается питания, в Шри Шайламе это типичное южноиндийское меню: местный вариант meals, паратхи, пури, чапати, досы, идли и тому подобных блюд.